Новая модель эволюции потребностей Многим хорошо известна предложенная экономистом Абрахамом Маслоу графическая модель, названная им «Пирамида потребностей», призванная наглядно проиллюстрировать представления автора о составе и структурно-иерархической взаимосвязи всего многообразия жизненных потребностей, присущих человеческому индивиду (рис.1).
Рис.1 На первый взгляд вроде бы всё очень похоже на правду. Но это только если не вдаваться в детали. Изначально, указанная модель потребностей содержит в себе несколько моментов, мягко говоря не соответствующих реальности. Первое: В предложенной модели предполагается, что очередная (следующая по иерархии) потребность должна возникать только после того, как частично или полностью удовлетворена предыдущая, т.е., по Маслоу, индивид как бы неожиданно для самого себя вдруг осознаёт свою новую потребность, и уже после этого стремится к её удовлетворению. В действительности же, весь классический набор потребностей присущ индивиду изначально, с самого рождения. Потребность в питании, потребность в присутствии рядом любимых людей, потребность в познании окружающего мира, изначальное любопытство, познание себя, свойств предметов, характеров и явлений (например, через игру), всё это потребности разных уровней пирамиды Маслоу, но существуют и проявляются они одновременно. А значит и дальше, по мере физического, социального и духовного взросления человека эти потребности (которые со временем приобретают статус ценностей) никуда не исчезают, а развиваются параллельно. Часто свойственный отдельно взятому индивиду дисбалланс ценностей, скорее всего, можно связать не с изначальной неспособностью человека к осознанию всех доступных ему вариантов взаимодействия с окружающим миром (связанных с удовлетворением разнообразных потребностей), а с особенностями влияния социума, диктующего свои правила. Второе: Из модели Маслоу следует, что если потребности возникают только в жёстко описанном порядке, то следовательно, и процесс их удовлетворения обязательно должен развиваться в том же неукоснительном порядке. Что так же не соответствует наблюдаемому разнообразию социального поведения отдельных индивидов различающихся системой ценностей и уровнем личностного развития. Например, учёный, увлечённый решением какой-нибудь важной задачи, или художник, полностью погружённый в процесс создания своего творения, могут напрочь забыть об удовлетворении своих текущих физиологических потребностей (не спать, не принимать пищу) вплоть до завершения начатых работ(приоритет интеллектуальных или эстетических потребностей). Или же полководец, идущий во главе своего войска, часто готов пожертвовать жизнью ради победы, которая может принести ему славу и почёт в обществе (приоритет потребности в общественном признании). Монах-отшельник, посвятивший жизнь общению с Богом не нуждается ни в каких материальных благах, которые может предоставить ему общество, ни в общественном признании. Ему также безразлично общественное осуждение. Эти люди часто подолгу не употребляют пищу и даже воду (приоритет духовных потребностей). Сказанное выше вовсе не означает, что одна единственная категория потребностей может заменить собой все остальные. Вопрос только в том, в какой мере и в какой последовательности происходит удовлетворение потребностей в каждом конкретном случае. Картина получается несколько сложнее, чем описанная в концепции Маслоу. В настоящей работе читателю предлагается принципиально новая логика построения «Модели эволюции потребностей» индивида, лишённая описанных выше недостатков и адекватно иллюстрирующая различные варианты развития личности. Для начала, всю классическую совокупность человеческих потребностей разобъём на три основные независимые группы (категории): 1. Физиологические потребности 1.1. Органические потребности 1.2. Потребности в комфорте, безопасности 2. Социальные потребности 2.1 Потребность в уважении, любви 2.2. Потребность в признании обществом 3. Духовные потребности 3.1. Интеллектуальные, эстетические потребности 3.2 Потребность в самоактуализации, саморазвитии Здесь важно понимать, что эти три категории действительно можно рассматривать как одновременно существующие, жёстко не зависимые друг от друга группы потребностей. Таким образом, в графическом представлении данные категории можно изобразить как систему независимых координат, исходящих из одной точки. В этой системе координат текущий объём всех потребностей будет выглядеть как кубическая форма. Следовательно, уже можно говорить не о пирамиде потребностей, а о модели эволюции Куба потребностей ©. То есть, по мере роста потребностей, будет увеличиваться и объём Куба. При удовлетворении текущего уровня потребностей по всем трём группам, происходит переход на следующий уровень. Причём, последовательность удовлетворения потребностей в процессе перехода на следующий уровень (последовательное увеличение Куба по каждой из категорий), в общем случае, может быть совершенно различной. Последовательность: Физиологические =>Социальные => Духовные, как наиболее часто встречающуюся, назовём стандартной моделью эволюции потребностей. Кроме стандартной, могут быть реализованы и другие последовательности. Например, после удовлетворения минимального уровня потребностей по стандартной схеме (рис.2, красный пунктир, участок 1-2), переход к следующему уровню может быть осуществлён, в частности, по варианту: Духовные => Социальные => Физиологические (рис.2, зелёный пунктир, участок 2-3).
Рис. 2 В процессе развития личности могут возникать самые экзотические варианты эволюции Куба потребностей. Например, если индивид решит ограничить развитие какой либо одной категории потребностей, зафиксировав её на определённом уровне, то в результате такая ситуация графически будет выглядеть не как Куб, а как Параллелепипед потребностей.
|